Переезд в Европу: Болгария, Шенген, ЕС

Пошаговые инструкции и советы — легко, законно и недорого

Как получить ВНЖ Болгарии по представительству в 2025 году: 9 шагов за 6 месяцев

В этой статье рассмотрим процедуру получения одного из самых простых и доступных видов на жительство в Европе – ВНЖ Болгарии по представительству и необходимые для этого процесса документы и средства.

Из всех популярных оснований для ВНЖ и ПМЖ, пожалуй, только переезд по пенсии проще и доступней, но большинству людей он не доступен из-за её отсутствия.

ВНЖ по представительству – 9 простых шагов

В упрощённом виде процесс переезда в Европу по представительству в Болгарии выглядит следующим образом:

  1. ✅ Выбираем адекватную консультационную компанию, которая сделает все регистрационные действия, и оплачиваем её услуги;
  2. ✅ Берём от коммерческой компании за пределами Болгарии простейший пакет документов;
  3. Заверяем документы у нотариуса в своей стране и курьером отправляем в консультационную компанию;
    💡 если давно не были в стране – везём документы лично как турист – для улучшения истории посещений;
  4. Компания регистрирует представительство и отправляет вам нужные документы;
  5. ✅ Записываетесь на подачу документов в посольство и отдаёте документы на визу Д;
  6. Примерно через полтора месяца получаете миграционную визу Д;
  7. Въезжаете по ней в Болгарию, обустраиваетесь на месте;
  8. ✅ Дополняете пакет документов местными документами для ВНЖ и сдаёте их в миграцию;
  9. Через 2 недели получаете разрешение на пребывание и запрашиваете личную карту.

💡 В нашем случае мы специально после первого шага ездили в Болгарию, чтобы вживую познакомиться с потенциальными помощниками.

✅ Если вы в последние годы не были в Болгарии – однозначно советую это сделать.

И даже если были – всё равно советую.

В этом случае у вас будет возможность часть действий сделать лично: 
1️⃣ открыть счёт в болгарском банке, 
2️⃣ подписать договор найма, 
3️⃣ взять сим-карту,
4️⃣ получить все нужные документы.

✅ И, разумеется, это повысит шансы на получение ВНЖ с первого раза.

Сроки получения ВНЖ по представительству – весь процесс за 6 месяцев

⏱️ Время получения ВНЖ Болгарии по представительству – до 6 месяцев:

Документы для открытия представительства – 15 позиций

✅ Список документов для открытия представительства очень простой.

Значком 💡 помечено то, с чем поможет миграционная фирма.

🔶 Переведённые и легализованные документы – означает, что их переводит аккредитованный переводчик и заверяет перевод у нотариуса (контакты переводчиков на сайте посольства).

Соответственно, это можно
💪 самостоятельно сделать в своей стране или 
🔄 (если консультант занимается оформлением банковского счёта и т.п.) – просто отправить эти документы консультанту, а он потом пришлёт их обратно в нужном виде с дополнительными документами.

  1. Выписка из ЕГРЮЛ

    Выписку о компании из ЕГРЮЛ можно скачать онлайн. Она бесплатна.

  2. Бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах

    Бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах за 2 последних года – подтверждают ведение деятельности и достаточность средств.

    Эти документы есть у подавляющего большинства компаний, и в них сразу указаны несколько лет. Они также бесплатны.

  3. Справка об отсутствии долгов по налогам

    Директор компании просто пишет заявление в налоговую и забирает эту справку через несколько дней. Бесплатно или крайне дёшево.

  4. Обоснование открытия представительства

    💡 Обоснование подготовит консультационная фирма.

  5. Годовая программа работы представительства

    💡 Годовая программа работы представительства – на 2 года вперёд. Тоже сделает консультационная фирма.

  6. Документ с юридическим адресом представительства.

    Это может быть копия договора аренды или копия нотариального акта на недвижимость.

    💡 Вопрос с адресом и помещением для представительства тоже поможет решить адекватная миграционная компания.

  7. Документ о государственной регистрации компании

    Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (либо его аналог после 2017 года (для РФ)).

  8. Свидетельство о постановке на налоговый учёт

    Документ, в котором есть ИНН компании.

  9. Доверенность на представителя

    Нотариальная доверенность от директора компании на представителя (максимум на троих).

    💡 Форму даст консультационная фирма.

    Если представителем станет директор, то на себя доверенность не нужна.

  10. Доверенность на регистратора представительства

    Нотариальная доверенность на человека, который будет открывать представительство в Болгарии.

    💡 Форму даст консультационная фирма.

  11. Доверенности на счёт и аренду

    Лучше заранее сделать эти доверенности на открытие банковского счёта и заключение договора аренды.

    Не требуются для открытия представительства, но потребуются позже для визы.

    💡 Открыть счёт и заключить договор найма от вашего имени также может миграционный помощник.

  12. Справка об отсутствии судимости

    Справка не требуется для открытия представительства, но потребуется позже для визы.

    Поэтому выгодней заранее её получить и передать миграционной компании для перевода и легализации.

    Справка действует полгода.

  13. Решение о регистрации представительства

    Протокол (или решение) собрания учредителей о создании представительства.

    💡 Образец также предоставит консультант.

  14. Сканы паспортов представителей

    Скан-копии паспортов всех лиц, которые в дальнейшем станут представителями.

  15. Образцы подписей представителей

    Образцы подписей, фиксируемые в документах.

    💡 Необходимые инструкции также даст миграционный консультант.

✅ Как можно видеть из этого списка, все документы элементарны. И они либо бесплатны, либо делаются буквально за пару дней.

✅ И ещё пара дней уйдёт на нотариуса: в один день договориться о встрече, в другой – прийти и всё подписать и заверить.

💡 Дальше нужно это перевести и отправить консультационной фирме. 

📤 Либо просто отправить, а она сама переведёт – зависит от конкретной фирмы.

📂 В итоге вам обратно приезжает несколько документов, и вы формируете следующий пакет – документы на визу.

Документы на визу Д по представительству – 10 позиций

✅ С этими документами также всё просто.

Значком 💡 помечено то, с чем поможет миграционная фирма.

Вот список:

  1. Загранпаспорт и копия

    Загранпаспорт (с оставшимся сроком действия – минимум 18 месяцев) и его копия.

  2. 2 фотографии 35 на 45

    Фотографии паспортного формата (35 на 45), цветные – 2 штуки

  3. Заявление на визу

    Заявление на визу (можно скачать заранее с сайта посольства или взять в консульстве)

  4. Решение о регистрации представительства

    Решение о регистрации представительства в БТПП (болгарской торгово-промышленной палаты) – оригинал или нотариальная копия.

    💡 Решение присылает консультант.

  5. Сертификат БТПП

    Сертификат БТПП о текущем состоянии представительства (действует 1 месяц)

    💡 Сертификат об актуальном состоянии торгового представительства иностранной коммерческой организации также присылает консультант.

  6. Удостоверение Булстат

    💡 После открытия ТП нужно получить статистическую справку. Её также получает и присылает миграционный помощник.

  7. Документы, подтверждающие обеспеченность жильём.

    1. Если есть своё жильё

      Если собственное жильё – нотариальный акт (нотариальная копия + квитанции об оплате налогов на недвижимость)

    2. Если арендованное жильё

      Если съёмное жильё – договор аренды (нотариальная копия) и декларация от собственника о предоставлении адреса пребывания (нотариальная).

      💡 Если для вас эти документы готовил консультант – он вам их и пришлёт.

  8. Подтверждение наличия денежных средств

    Извлечение со счёта (справка, удостоверение, выписка и т.п.) в болгарском банке, что на счету есть деньги в размере как минимум 6 * МРОТ в Болгарии.

    💡 Если с открытием счёта вопросы решал консультант – он вам её и пришлёт.

  9. Справка об отсутствии судимости

    Справка об отсутствии судимости (переведённая и легализованная).

    Если вы её заранее получали и отправляли консультанту – он пришлёт вам её обратно в нужном виде.

  10. Страховка на 30 тыс. евро

    Полис медицинского страхования с покрытием минимум 30 тыс. евро.

    💡 Если вопрос со страхованием вы решали с консультантом – страховой полис будет направлен вам.

Опять же – все приведённые документы элементарны. Подавляющее большинство из них может быть получено дистанционно.

🔶 Важно: в посольстве документы на визу Д подаются только лично.

💶 С собой – наличные 100 евро на пошлину.

⏱️ Подали документы, далее ждём. Можно ориентироваться на 2 месяца.

✅ Получили уведомление о визе. Едем в Болгарию.

💡 Пару недель или месяц – на то, чтобы обжиться, а затем собираем пакет новых документов на разрешение на пребывание и несём их в отдел миграции.

Документы на получение ВНЖ – 8 позиций

✅ Как вы можете догадаться, тут тоже всё элементарно.

Список документов на ВНЖ:

  1. Заявление

    Нужно взять его в отделе миграции.

    💡 Вопросы можно задать сотрудникам, а также рядом с вами всегда будет несколько других русскоговорящих людей, заполняющих такие же документы.

  2. Загранпаспорт и копия

    Заграничный паспорт и его копии:
    1️⃣ страница с фото, 
    2️⃣ страница с визой Д, 
    3️⃣ страница с въездом (и въезд должен быть по визе Д).

  3. Справка об отсутствии судимости

    Справка об отсутствии судимости (переведённая и легализованная). Действует 6 месяцев.

    💡 Она нужна только при первой подаче на ВНЖ.

  4. Сертификат БТПП

    Сертификат БТПП о текущем состоянии представительства (действует 1 месяц).

  5. Документы, подтверждающие обеспеченность жильём.

    1. Если есть своё жильё

      Если собственное жильё – нотариальный акт (нотариальная копия + квитанции об оплате налогов на недвижимость)

    2. Если арендованное жильё

      Если съёмное жильё – договор аренды (нотариальная копия) и декларация от собственника о предоставлении адреса пребывания (нотариальная).

  6. Подтверждение наличия денежных средств

    Извлечение со счёта (справка, удостоверение, выписка и т.п.) в болгарском банке, что на счету есть деньги в размере как минимум 12 * МРОТ в Болгарии.

  7. Страховка на 30 тыс. евро

    Полис медицинского страхования с покрытием минимум 30 тыс. евро.

    Вероятно, у вас ещё будет действовать страховка, купленная для визы Д, но лучше продлить её так, чтобы было примерно 14 месяцев ещё.

  8. Квитанция об оплате заявления

    Квитанция за рассмотрение заявления в размере 10 левов (примерно 5 евро). Реквизиты дадут в отделении миграции.

⏱️ Отдаёте все эти документы, далее ждёте 2 недели.

✅ Приходите, вам говорят: можно оплачивать пошлину на год и выпуск карты.

💶 Окей. Платите 500 левов (примерно 250 евро) – это пошлина за ВНЖ и 40 левов (примерно 20 евро) – пошлина за выпуск карты за месяц. Можно быстрей, но будет дороже.

🎉 Всё. Вот он ваш ВНЖ Болгарии по представительству.

Документы на продление ВНЖ по представительству

Здесь у нас есть два вида документов:
1️⃣ на само обновление ВНЖ,
2️⃣ на новый сертификат БТПП.

Документы на продление ВНЖ – проще, чем в первый раз

Документы на продление ВНЖ, которые нужно отдать в миграцию – точно такие же, как при первичной подаче.

💡 Только больше не потребуется справка об отсутствии судимости.

Вопрос только в том, что надо получить актуальный сертификат БТПП.

Документы для подачи в БТПП для актуализации ТП – меньше, чем при открытии

  1. Новая справка об отсутствии задолженности
  2. Новая выписка из ЕГРЮЛ
  3. Новая годовая программа
  4. Новое обоснование работы
  5. Декларации представителей о работе, проделанной за предшествующий период
  6. Бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах за предшествующий период

Как можно видеть, все эти документы у вас уже были при первой подаче (кроме деклараций представителей), так что просто используем их как примеры.

Стоимость ВНЖ по представительству в 2025 году

💰 Итак. Давайте посчитаем, во что вообще получение ВНЖ «под ключ».

  1. Услуги миграционной фирмы

    Сначала платим помогательной фирме:

    1. Услуги по регистрации ТП обойдутся примерно в 1 500 евро.
    2. Адрес для ТП и наем для визы Д – ещё 1 500 евро.
    3. Само сопровождение – примерно 500 евро.
    4. Страховка 100 евро.
    5. Работа по банковскому счёту вместе с комиссией банка – 500 евро.

    💶 Итого 4 100 евро.

  2. Расходы на подготовку документов

    Собираем все документы по фирме, заверяем у нотариуса и отправляем консультанту, получаем всё обратно вместе с недостающими документами.

    💶 В районе 300 евро.

  3. Пошлина за визу Д

    Отправляемся в болгарское посольство.

    💶 Платим 100 евро пошлину.

  4. Пошлины за ВНЖ

    Добираемся в Болгарию, собираем документы, отдаём в миграцию.

    💶 Примерно 275 евро за год.

✅ Итого получилось 4 775 евро.

💶 Ну и плюс приехать и снять себе жильё и т.п. – на одного в пределах 1 000 евро, думаю.

💡 Это уже нельзя отнести к стоимости ВНЖ по представительству, но я всё же приплюсую.

Стоимость продления ВНЖ по представительству

💶 Продление на одного – это 275 евро пошлины плюс обновление документов и их пересылка. Предположительно порядка 400 евро.

✅ В общем – продление порядка 675 евро за год.

Вроде, ничего не забыл.

💪 Желаю вам удачи в переезде по представительству!

Александр Крылов.